Цель. Показать современное развитие гуманитарно- и культурно-географического направлений в рамках работы междисциплинарного научного семинара «Культурный ландшафт» комиссии Культурной географии РГО, действующего с 1993 г.
Процедура и методы. Исследование включало анализ и обобщение накопленного опыта по определению актуальной тематики, форм презентации и обсуждения докладов и организации работы семинара. Ответом на вызовы времени стало осуществление работы семинара одновременно в двух форматах: очном и онлайн.
Результаты. Исследование отражает публикационную деятельность семинара, а также реализацию проектов в рамках грантов РФФИ, РГНФ, филологического факультета МГУ, Русского географического общества. Выделено 3 этапа работы семинара, сформировавшихся как ответ на запросы практики. Отмечены наиболее яркие тематические выступления на семинаре.1
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование углубляет междисциплинарные научных исследования в области гуманитарной и культурной географии, а также в выполнении институциональной функции: организации площадки для интеграции научных знаний географов, этнологов, культурологов, музееведов, краеведов и др.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КУЛЬТУРНОЙ ГЕОГРАФИИ
Цель. Анализ появления и развития взаимосвязанных концепций хозяйственно-культурных типов и историко-культурных областей в советской этнографии и близких направлений в американской культурной антропологии XX в.; обзор эволюции трактовок этих терминов и характеристика ряда схем районирования, созданных на их основе; разбор ряда проблем и перспектив на пути их возможного использования в исторической и культурной географии.
Процедура и методы. Работа имеет историографический характер и основана на анализе важнейших публикаций в данной области отечественной этнографии и, отчасти, американской культурной антропологии.
Результаты. Отмечены некоторые ошибки в имеющихся схемах районирования Евразии на основе данных концепций, уточнены предыстория появления этих концепций в советской этнографии и параллели или различия со школами «культурной экологии» и «культурных ареалов» американской культурной антропологии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Показана перспективность применения концепций хозяйственно-культурных типов и историко-культурных областей в культурной географии и регионоведении, развиты предложения по модификации терминов, используемых для обозначения понятий хозяйственно-культурного типа и историко-культурной области.
Цель. Разработать концепцию геокультурных текстов на примере черноморского текста русской литературы.
Процедуры и методы. Проанализированы различные концепции локальных текстов, основанных на исследованиях русской литературы. Выявлены проблемные зоны с точки зрения исторической и культурной географии. В работе использовались методы: системного анализа, историко-географический, образно-картографический, семиотический и сравнительно-описательный.
Результаты. Сформулированы базовые положения концепции геокультурных текстов, включая их развитие и взаимодействие. Выявлена роль географического воображения в формировании типовых геокультурных текстов. На примере черноморского текста русской литературы исследованы первичные основания формирования множественных геокультурных текстов.1
Теоретическая и/или практическая значимость. Предложена концепция геокультурных текстов на примере литературных произведений. Обобщён первичный материал по черноморскому тексту русской литературы, исходя из концепции геокультурных текстов. Обновлена проблематика исследований локальных текстов в рамках исторической и культурной географии. Предложенная автором концепция геокультурных текстов может быть использована при исследованиях различных региональных текстов – как русской, так и других культур.
Цель. Осмысление потенциала творческого наследия китайско-американского географа И-Фу Туана в контексте проблематики и направлений исследований современной гуманитарной географии.
Процедура и методы. Контент-анализ работ И-Фу Туана проведён в связи с исследованиями по гуманитарной и культурной географии конца ХХ – начала XXI вв., в той или иной степени опирающихся на его труды или дискутирующих с ним. Используются также методы сравнительно-исторический, а также интерпретирующего и сравнительного анализа.
Результаты. Показана определяющая роль теоретических и методологических подходов, предложенных И-Фу Туаном для исследования ландшафтов через широкий спектр чувств человека, для дальнейших исследований в области гуманитарной географии. Туану принадлежит концепция дихотомии пространства и места, где в недифференцированном пространстве выделяются места, которые вызывают у человека некоторые чувства – приязнь, страх, неприязнь – и тем самым становятся субъективными, «очеловеченными». На основании этой концепции им был предложен термин «топофилия», означающий приязнь к месту, причём это чувство не является идеосинкратичным – чаще всего оно обусловлено историко-культурными причинами (в т. ч. знаковой системой культуры и космографией) и личным опытом. Этот термин и концепция легли в основу многочисленных исследований смысла и образа места. Ещё одно из концептуальных исследований Туана посвящено причинам страха перед окружающей средой и конкретными местами, также обусловленного историко-культурными и личными причинами. В данной статье эти исследования представлены в широком культуро-географическом дискурсе. Также проведены параллели с новыми научными направлениями, связанными с восприятием места, равно как статичного, так и динамичного (в т. ч. разных направлений туризма).
Теоретическая и/или практическая значимость. Раскрыта значимость теоретического наследия И-Фу Туана для определённных направлений современной географии и гуманитаристики, связанных с восприятием и пониманием пространства, места, их смыслов и потенциала эмоционального воздействия на человека.1
ГОРОДСКИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ
Цель. Исследовать закономерности изменения городских ландшафтов в связи с переименованием города.
Процедуры и методы. На основе геоконцептуального подхода и подходов критической топонимики исследуется опыт переименования городов в мире. Выявлены основные проблемные моменты. Использовался метод системного анализа, а также историко-географический и топонимический методы.1
Результаты. Переименование рассматривается как культурно-географический процесс, характерный для нашего времени и охватывающий почти все страны и регионы. Новое название места, или геоконцепт, нужно рассматривать в качестве ландшафтноономастической инновации. Геоконцепт в качестве инновационного имени места обладает коннотативными значениями, отражающими новую идею и раскрывающими новый ассоциативный образ места. Со временем по мере его освоения местным сообществом геоконцепт становится топонимом, выступая в качестве основы для формирования новой территориальной идентичности. Применительно к переименованию городов предлагается авторская модель ландшафтно-ономастического цикла, описывающая движение ономастической инновации от её начала до завершения. Цикл включает в себя 4 фазы: зарождение, оформление, становление и зрелость. Модель апробирована на материале г. Санкт-Петербурга. Применительно к этому городу – городу трёх переименований – отметим, что, в отличие от петроградского, первый петербургский и ленинградский ландшафтно-ономастические циклы оказались полными: они сумели сформировать устойчивые идентичности (петербургскую и ленинградскую), которые хорошо читаются в культурном ландшафте города.
Теоретическая и/или практическая значимость. Разработана концептуальная модель городского ландшафтно-ономастического цикла, которая может использоваться для исследований процесса переименований не только городов, но и стран, а также при изучении внутригородских и региональных переименований. Результаты исследования представляют интерес для специалистов по культурной и социальной географии, преподавателей, студентов высшей школы, для всех, интересующихся проблематикой переименований географических объектов.
Цель. Анализ соотношения функциональной и идейной составляющих в формировании и развитии городского ландшафта.
Процедура и методы. Использовались ландшафтно-культурологический (изучение ассоциативности городского ландшафта, его осмысление как арены жизни и деятельности создателей культуры и появления тех или иных культурных феноменов) и ландшафтно-динамический (городские ландшафты рассматриваются в совокупности более устойчивых составляющих – городских местоположений и более изменчивых составляющих – состояний городских ландшафтов) подходы.
Результаты. На примерах различных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Норильска, Йошкар-Олы и др.) и других стран (Рима, Парижа, Хельсинки, Скопье и др.) показано, как идея предопределяет структуру городской среды, а смена идей формирует палимпсест городского пространства; как идеи, положенные в основу формирования городов, влияют на функции, выполняемые городом, и наоборот. Рассмотрены основные факторы формирования городских ландшафтов, которые оказывают влияние на соотношение роли функции и идеи в пространстве города. Роль идеи (концепта) особенно значима в формировании ландшафтов столиц государств в переломные моменты истории. Показано, что воплощение таких идей средствами градостроительства, архитектуры, монументальной скульптуры нередко приводит к радикальным изменениям облика крупнейших городов, особенно в их центральных частях. Нередко идеи, носителями которых обычно выступают власти, воздействуют на формирование нестоличных городов, особенно административных центров. Центры городов, которые в наибольшей степени носят отпечаток господствующей идеи или идеологии, могут в течение времени смещаться в пространстве города. В истории любого города взаимоотношение идеи и функции – сложный процесс, в ходе которого соотношение их воздействия на формирование ландшафта города может неоднократно изменяться.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в изучение закономерностей формирования и развития городских ландшафтов в связи с социально-политическими процессами в соответствующих странах. Применение результатов возможно в сфере ландшафтного планирования городов и градостроительного проектирования.
Цель. Выявить особенности проявления этнического фактора воображаемой столичности в культурном ландшафте на примере Лихославля и Олонца.
Процедура и методы. Проведены полевая политико-географическая экспедиция, глубинные полуструктурированные и неструктурированные интервью, нарративный анализ. В фокусе исследования были всестороннее рассмотрены нарративы о воображаемой символической столице в разрезе реализации упорядочивания индивидуального опыта в соответствии с исторической цепью событий или её восприятием.
Результаты. В ходе полевых исследований в г. Лихославль и в прилежащих сёлах (Чашково, Толмачи), а также в г. Олонец были проведены 20 глубинных интервью для осуществления нарративного анализа. В данной работе проанализированные данные представлены в обобщённом виде. Исходя из результатов анализа интервью, видно, что столичность респондентами воспринимается как незавершённый (незавершаемый) нарратив, относительно которого создаётся репрезентация. В нашем случае воображаемый столичный нарратив существует как открытый для множества воспринимающих, открытый вовне.
Теоретическая и/или практическая значимость. В условиях малых городов рассмотрено применение культурных и социально-политических практик по наделению пространства (культурного ландшафта) смыслами воображаемой столичности. Обнаружено наличие функциональных отношений существующего нарратива о воображаемой столичности в Лихославле и Олонце с практиками «этапов генерации». Определена специфика воображаемого столичного позиционирования рассредоточенного субэтноса карел (Лихославль) с позиции локальных нарративов Лихославля и типичного случая расселения карел (Олонец). Воображаемая столичность Лихославля и Олонца не инертна, а мобильна, перемещаема в символическом контексте пространственной субъектности.
Изучение функционирования нарратива воображаемой столичности субэтнических групп карел открывает новое исследовательское поле изучения культурного ландшафта и социально-политических отношений на региональном и субрегиональном уровне, обладающее потенциалом для дальнейших исследований.
Цель. Выявление и концептуализация символического геополитического капитала территории, представленного в монументальном городском пространстве.
Процедура и методы. Рассмотрены 515 монументов, связанных с геополитической тематикой в 9 модельных городах СЗФО РФ. С помощью анализа иерархий встречаемости геополитических посвящений в монументах – «геополитических следов», оставленных монументами в модельных городах, – предпринята попытка сравнения значимости для городской символической политики факторов столичности, особого геополитического положения, опыта иностранного контроля или смены суверенитета.
Результаты. Обнаружено, что специфика тематик и параметры представленности геополитических символов коррелируют с мерой вовлечённости города/региона в те или иные геополитические события. Географические различия в геополитическом символическом капитале, представленном ресурсами монументального пространства разных городов Северо-Запада РФ, весьма существенно дифференцируются описанными в статье факторами. Фактор смены суверенитета над территорией оказался существенно значимее фактора столичности. Символы распространения коммунистического/советского влияния характерны более для региональных столиц. Тематика российских исследований/ открытий/освоения с региональной коннотацией (кроме Калининграда) максимально значима в монументах всех приморских городов в выборке.1
Теоретическая и/или практическая значимость. В условиях повышенного внимания к геополитической проблематике памятники, имеющие такую коннотацию, представляют собой ресурс для её интерпретации и использования в целях достижения политического доминирования в символической политике, о чём свидетельствует развернувшаяся в мире масштабная «война памятников». При этом значимость именно урбанистических символов, закреплённых и тем самым «легитимизированных» в городском материальном пространстве, существенно повышает эффективность основанного на них символического менеджмента.
Цель. Рассмотреть литературные ландшафты, сложившиеся за последние 50 лет в г. Сысерти, г. Полевском, п. Висим и рп. Всеволодо-Вильва, определить вклад художественной литературы в формирование аутентичности культурного ландшафта.
Процедуры и методы. Каждый из рассмотренных ландшафтов имеет общие структурные элементы: мемориальные музеи, литературные места, исторические памятники и природные аттракции, историю освоения и методы развития. Изучение ландшафтов происходит с опорой на литературно-географический подход, историко-функциональный и геопоэтический анализ текста, туристское проектирование. Материалом исследования являются произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова, Б. Л. Пастернака, а также проектная деятельность литературных музеев в п. Висим, г. Сысерти, г. Полевском и рп. Всеволодо-Вильва.
Результаты. Литературный ландшафт п. Висим связан с именем Д. Н. Мамина-Сибиряка – он мемориальный и «реалистически достоверный», как и творчество писателя. Он развивается через традиционные методы музеефикации. Литературные ландшафты П. П. Бажова имеют ассоциативной характер, связаны с героями сказов, развиваются в направлении освоения природных территорий и ревитализации промышленных зон. В литературном ландшафте Б. Л. Пастернака особое значение имеют природные пейзажи, они выстраиваются в ряд геопоэтических образов Урала как мира, приближённого к истокам бытия. Для жизни и развития каждого из литературных ландшафтов важны непрерывающиеся процессы культурного проектирования – в этом случае они сохраняют свою аттрактивность.
Теоретическая и/или практическая значимость. Впервые ландшафты, связанные с отдельными периодами жизни Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова и Б. Л. Пастернака, представлены как примеры единого горнозаводского ландшафта. Стратегия успешно развивающихся литературных ландшафтов применима для других подобных.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ В XXI ВЕКЕ
Цель. Определить особенности картографирования сложных территориальных систем – этнокультурных ландшафтов для решения задач по сохранению языков и культурного наследия коренных народов.
Процедура и методы. В статье основное внимание обращено на использование картографического метода в исследованиях этнокультурных ландшафтов коренных малочисленных народов. Рассмотрены теоретические основы и проанализированы различные подходы этнокультурного ландшафтного картографирования. Произведён анализ специфических признаков этнической культуры, определены тематические наборы данных. Основные принципы картографирования предложено рассматривать на методологической основе системного подхода, обеспечивающего при картографировании целостность и взаимосвязь всех компонентов этнокультурного ландшафта.
Результаты. Выявлена необходимость особого подхода к картографированию этнокультурных ландшафтов коренных малочисленных народов России. Установлены основные единицы картографирования для отображения современного состояния этнокультурных ландшафтов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Предложен комплексный подход к картографированию современных этнокультурных ландшафтов коренных малочисленных народов, позволяющий выявить закономерности пространственной дифференциации, получить представление об особенностях развития и трансформации этнокультурных территориальных систем, что, в свою очередь, позволит решить целый ряд стратегических задач по сохранению уникального культурного наследия коренных малочисленных народов России.
Цель. Выявить пространственную составляющую развития католицизма в Китае в XIV – начале XXI вв.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет историко-географический анализ особенностей развития Римско-католической церкви в пределах Китая. На основе доступных статистических данных за период XX–XXI вв. выявляются структурные изменения конфессионального пространства католицизма в стране.
Результаты. Сделан вывод, что пульсация католицизма в конфессиональном пространстве определяется характером взаимоотношения между Апостольским престолом и светскими властями Китая. На основе анализа статистических источников выявлены основные структурные элементы пространства католицизма в Китае –
Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснован научный взгляд на пространственное развитие католицизма в Китае как результат взаимодействия глобалистской стратегии католицизма и национально ориентированной политики властей страны.
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ КУЛЬТУРНОЙ ГЕОГРАФИИ
Цель. Анализ концептуальной культурной антропологии ландшафта.
Процедура и методы. В работе использованы теоретико-географическая морфология культурного ландшафта, семиотическая культурология Ю. М. Лотмана, понятия глоссематики. Ландшафт трактуется трояко: как компонент, проективный тест и модель культурного пространства и культуры как таковой.
Результаты. Рассмотрено бытование культуры в ландшафте, ландшафтный статус культуры и культурный статус ландшафта. Морфология культурного ландшафта интерпретирована и как морфология культурного пространства, и как его модель. Развернута методологическая метафора «чтение ландшафта».
Теоретическая и/или практическая значимость. Опасности фрагментации культуры состоят не столько в тривиальных для культуры семиотических «неприятностях», локальных разрывах и лакунах, утрате даже существенных компонентов, трудностях перевода компонентов и множестве локальных локусов семантического хаоса за счёт непереводимости, взаимной аннигиляции смыслов на границах, неуместных затоках, сколько в разрыве между самими слоями культуры.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 2712-7621 (Online)