Preview

Географическая среда и живые системы

Расширенный поиск

Развитие туризма в средиземноморском городе Мерсин (Турция): мнение местных жителей

https://doi.org/10.18384/2712-7621-2024-3-80-106

Аннотация

Цель. Выявить возможности и препятствия для развития туризма в средиземноморском г. Мерсин на основе мнения местных жителей.

Процедура и методы. Исследование базируется на данных 2 социологических опросов, литературных источниках и собственных наблюдениях автора. Опросы проведены среди турецких граждан и русскоязычных жителей г. Мерсин в период с 18 декабря 2022 г. по 5 февраля 2023 г. и с 4 апреля 2023 г. по 16 июля 2023 г. соответственно (на турецком и русском языках). Эмпирические данные представляют собой набор из 245 полностью заполненных анонимных анкет (143 – граждане Турции, 102 – русскоязычные жители города). Распределение респондентов по полу (среди граждан Турции 75,5% респондентов – мужчины, среди русскоязычных респондентов 80,4% – женщины) во многом отражает специфику двух государств. Распределение выбранных групп по возрасту схоже, с высокой долей населения 30–45 лет с позиции возможностей для изменения занятости и жизни. Половина русскоязычных респондентов прожила в г. Мерсин более 1,5 лет (53,9%), 18,6% – более 5 лет.

Результаты. Исследование выявило положительное восприятие местными жителями перспектив развития туризма: экономические выгоды, улучшение качества жизни и улучшение имиджа г. Мерсин. Несмотря на схожесть, выявлены существенные различия во мнениях. Русскоязычные респонденты более оптимистичны: развитие инфраструктуры для использования как туристами, так и местными жителями (разница в ответах 40,1%); развитие услуг, доступных как туристам, так и местным жителям (22,7%); сохранение, воспроизводство и продвижение природного, культурного и исторического наследия региона (22,1%) и улучшение качества услуг (19,1%). Возможные негативные последствия роста турпотока, можно разделить на 2 группы: экономические и социокультурные. Среди первых – возможный «рост цен» (70% респондентов 2 групп) и конкуренция за ресурсы (29,4%); среди вторых – возможные изменения в образе жизни (25,3%) и потенциальные конфликты (24,5%). Существенна разница в восприятии факторов, способствующих туристской привлекательности г. Мерсин. Кроме средиземноморского фактора (климат и море, 85,3% респондентов двух групп), для русскоязычных респондентов ключевыми аттракциями являются свежие фрукты и овощи, музеи и достопримечательности, фестивали и отели «всё включено». Граждане Турции считают, что основными точками притяжения для русскоязычных туристов являются торговые центры, магазины, рестораны и кафе. Выявлена существенная разница в восприятии готовности г. Мерсин принимать русскоязычных туристов. На фоне почти равного разделения мнений среди граждан Турции относительно готовности и неготовности города принимать русскоязычных туристов (45,5% и 43,4%) показательно негативное мнение русскоязычных жителей (71,6%). Выявленные различия в восприятии имеют решающее значение при формировании стратегий развития туризма в г. Мерсин. Исследование выявило 5 основных препятствий развитию туризма: инфраструктурные (недостаток развитой туристской инфраструктуры), экологические (загрязнение моря и пляжей, особенно пластиком; мусор на улицах города), экономические (инфляция, недостаток инвестиций в сферу туризма, отсутствие стратегии развития туризма), социально-культурные (языковой барьер), а также правовые ограничения (изменения в законодательстве, например, условия получения временного вида на жительство для иностранных граждан).

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты дают представление о предпочтениях русскоязычных туристов, их мнении о туристских «изюминках» г. Мерсин (Средиземное море и его природные достопримечательности; культурные и исторические объекты, окружающие город; аутентичная «турецкая жизнь» и гостеприимство), а также о факторах, препятствующих развитию туризма. Результаты могут иметь более широкое значение для других туристских направлений, заинтересованных в поддержании или увеличении туристского потока из русскоязычных стран.

Об авторе

С. В. Кондратьева
Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук
Россия

Кондратьева Светлана Викторовна – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела региональной экономической политики

185003, г. Петрозаводск, пр. А. Невского, д. 50



Список литературы

1. Akmaz A., Çelik R., Dağlioğlu T. Evaluation of Mersin province tourism potential by content analysis. in: European Journal of Physical Education and Sport Science, 2017, vol. 3, iss. 12, pp. 509–522. Doi: 10.5281/zenodo.1133996

2. Aksu A.A., Güngören M. Research note Russian tourist profile: Antalya region example. in: Tourism Analysis, 2004, no. 9(1), pp. 123–127. Doi: 10.3727/1083542041437594.

3. Aleksandrova A. Yu., Shipugina M. V. international tourism as a geopolitical force. Moscow, Berlin: Direct-Media, 2020. 98 p. Doi: 10.23681/597731.

4. Alexandrova A. Y., Aigina E. V. Russian Federation sanctions against the Republic of Turkey as a case of hard power application in tourism. in: Anais Brasileiros De Estudos Turísticos, 2023, iss. 13. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.10436803

5. Arslan A. Russian tourism to Turkey: analysis of web search enquiries. Migration, Politics, Violence and Women's Studies. in: Aydimir L., ed. Migration, Politics, Violence and Women's Studies. Germany, 2017, pp. 239–249.

6. Ashugatoian N. G. Transformation of the spatial structure of intemal tourism in Turkey. in: Geographical bulletin, 2017, no. 4(43), pp. 153–161. Doi: 10.17072/2079-7877-2017-4-153-161

7. Atasoy A. Mersin Turizm Atlası. Mersin, 2023. 286 p.

8. Bozbas A., Gül T. A Netnographic Review of Dining Experiences of Russian Tourists. in: Journal of Mediterranean Tourism Research, 2022, vol. 1(2), pp. 111–122. Doi 10.5038/27707555.1.2.1009

9. Çamsari A. VIII. National IV. International Eastern Mediterranean Tourism Symposium (Rural Tourism). Mersin, 2019. 472 p

10. Cengizci A., Aslihan D., Başer G., Karasakal S. Exploring Push and Pull Motivations of Russian Tourists to Turkey. in: Tourism Review International, 2020, vol. 24, no. 2-3, pp. 127–141. Doi: https://doi.org/10.3727/154427220X15912253254419

11. Cihangir E., Seremet M., Cihangir-Çamur K. Turkey at the crossroads: a study of geopolitics and tourism re-alignment. in: Geography, 2022, vol. 107, iss. 3, pp. 145–152. Doi: 10.1080/00167487.2022.2114165

12. Ercik C., Atasoy A., eds. Mersin Turizm Destinasyonu. Ankara, 2022. 106 p.

13. Gencer S., Akpınar Külekçi E. Determination of the recreational landscape potential of Tarsus (Mersin) district and its surroundings for tourism. in: Journal of Architectural Sciences and Applications, 2023, no. 8, pp. 767-783. Doi: https://doi.org/10.30785/mbud.1370681

14. Karaoğlu M., Sarıca A., Kara G. The Effect and Statistical Analysis of the Pandemic in the Port and Coastal Facilities in the Bay of Mersin. in: Kent Akademisi Dergisi. 2022, vol. 15, iss. 4, pp. 1707–1723. Doi: doi.org/10.35674/kent.1129552

15. Koca H., Şahin İ. F. Turistik Aktiviteye Katkıları Yönünden Kızkalesi Kasabası. [Kızkalesi Town in terms of Touristic Activities]. in: Türk Coğrafya Derg, 1998, no. 33, pp. 349–375.

16. Kondrateva S. V. Exploring the Mediterranean Tourism Market: An Analysis of Russian Tourist Preferences, Trends, Specifics, and Contemporary Challenges. in: The bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management, 2023, no. 1, pp. 5-20. Doi: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2023-1/5-20

17. Kondrateva S. V., Shlapeko E. A. Travel preferences of Finnish cross-border tourists: opportunities and limitations for Russian Karelia. in: Geographia Polonica, 2021, vol. 94, iss. 4, pp. 555–572. Doi: https://doi.org/10.7163/GPol.0220

18. Levent T., Levent Y., Birdir K., Sahilli Birdir S. Spatial planning system in Turkey. Focus on tourism destinations. in: Napierala T., Lesniewska-Napierala K., Cotellla G., eds. Contemporary challenges of spatial planning in tourism destinations, 2022, pp. 111–140. Doi: 10.18778/8331-149-4.06

19. Levent Y., Levent T., Birdir K., Sahilli Birdir S. Local attraction centre Kızkalesi: the natural and cultural assets for sustainable tourism. Available at: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://spot-erasmus.eu/wp-content/uploads/2023/03/TurkeyCaseStudy_SPoT_vFiNAL.pdf (accessed: 11.05.2024).

20. Mazlum A. Kentlileşme Sürecinde Toplumsal Farklılaşma ve Bütünleşme: Mersin İli Örneği. in: International Journal Of Eurasia Social Sciences, 2018, vol. 9, iss. 31, pp. 872–886.

21. Оskay C. Mersin turizminin türkiye ekonomisindeki yeri ve önemi. in: Çukurova Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi, 2012, no. 21, pp. 185–202.

22. Özdal H., Özertem H. S., Has K., Demirtepe M. T. Turkey-Russia relations in the post-cold war era: current dynamics, future prospects. in: USAK report, 2013, no. 13, pp. 55–67.

23. Purnawarman A., Nurfadila A. Analysis of The increase in Russian Tourist Visits to Turkey in The implementation of Policies and Programs to Achieve Turkey’s Tourism Targets Namely By 2023. in: International Journal of Social Science Research and Review, 2022, no. 5(12), pp. 157–169. Doi: https://doi.org/10.47814/ijssrr.v5i12.662

24. Şahin L., Akça H. Effects of Russia’s Economic Growth on Turkey’s Tourism Sector. in: International conference ON Eurasian Economies, 2013, pp. 75–78. Doi: 10.36880/C04.00694

25. Sarıkaya Levent Y., Sahin E., Levent T. The Role of Tourism Planning in Land-Use/LandCover Changes in the Kızkalesi Tourism Destination. in: Land, 2024, no. 13, p. 151. Doi: https://doi.org/10.3390/land13020151

26. Sinkovics R. F., Penz E. Social distance between residents and international tourists, implications for international business. in: International Business Review, 2009, no. 18, pp. 457– 469. Doi: 10.1016/j.ibusrev.2009.06.002

27. Uslu A., Akay B. Assessing the Effect of international Relations on Tourism Demand in The Context of Turkey-Russia Aircraft Crisis. in: Journal of Tourism and Services, 2019, no. 10(18), pp. 63–78. Doi: https://doi.org/10.29036/jots.v10i18.84

28. Yenipinar U., Bak E. Sustainability of City Destinations: A Case Study of Mersin City Council. in: Avcikurt C., Dinu M., Hacioğlu N., Efe R., Soykan A., Tetik N., eds. Global Issues and Trends in Tourism Cevdet St. Kliment ohridski University Press Sofia, 2016, pp. 255–268.


Рецензия

Просмотров: 1333


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-7613 (Print)
ISSN 2712-7621 (Online)