Preview

Географическая среда и живые системы

Расширенный поиск

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

https://doi.org/10.18384/2310-7189-2019-4-42-52

Аннотация

Целью исследования является изучение территориальной структуры транспорта, элементы которой формируют опорный каркас региональной экономической системы. Применены методы исследования: сравнительно-географический, экономико-статистический, а также пространственный анализ, системный и комплексный подход. Проведена оценка транспортных узлов российских регионов депрессивного типа по пропускной способности путей сообщения. Авторами отобраны регионы и рассчитаны коэффициенты К. Канского для транспортных сетей регионов Европейской и Азиатской России разных типов транспортных систем. Установлено, что лучшим потенциалом для функционирования региональной экономики из изучаемых регионов обладает Владимирская область, поскольку ее транспортная сеть не древовидна и полицентрична. Наиболее уязвимы транспортные системы линейного типа: Еврейской автономной области и Республики Адыгея. Особый тип образуют неполные моноцентрические региональные транспортные системы, в частности, Республики Мордовия. Выявлены условия и факторы, влияющие на развитие транспортных систем, в частности, параметры территории.

Об авторах

И. А. Семина
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Россия


О. Е. Малахова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Россия


Список литературы

1. Бугроменко В Н. Современная география транспорта и транспортная доступность // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2010. № 4. С. 7-28.

2. Гольц Г. А. Транспорт и расселение. М.: Наука, 1981. 248 с.

3. Дронов В. П. Инфраструктура и территория России: географические аспекты теории и российской практики. М.: МПГУ, 1998. 246 с.

4. Крылов П. М. Роль транспортной инфраструктуры в устойчивом развитии и территориальном планировании региона (транспортно-географический аспект) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2017. № 2. С. 50-58.

5. Региональные транспортные консолидирующие центры - опорные узлы системы международных транспортных коридоров / под ред. С. В. Архангельского, В. И. Арсенова, Г. Р. Хасаева. Самара: Самарский научный центр РАН, 2004. 338 с.

6. Семина И. А., Хохлова Е. Э. Экономико-географическое исследование территориальной структуры транспорта (на примере регионов России депрессивного типа) [Электронный ресурс] // Огарев-online. 2016. № 14. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/ekonomiko-geograficheskoe-issledovanie-territorialnoj-struktury-transporta-na-primere-regionov-rossii-depressivnogo-tipa (дата обращения: 10.08.2019 г.)

7. Тархов С. А. Транспортная освоенность территории // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2018. № 2. С. 3-9.

8. Транспортные узлы / Под ред. К. Ю. Скакова. М.: Транспорт, 1966. 508 с.

9. Шарыгин М. Д., Григорьев В. С. Методика экономико-географических исследований промышленных и транспортных узлов. Пермь: Пермский университет, 1981. 88 с.

10. Elshatera A., Ibraheem F. From Typology Concept to Smart Transportation Hub // Social and Behavioral Sciences. 2014. № 153. P. 531- 541.

11. Segui Pons J. M. The Territorial effects of Intelligent Transport Systems // Networks and Communication Studies. 2005. Vol.17. № 1-2. P. 39-52.

12. Rodrigue J.-P., Comtois C., Slack B. The Geography of Transport Systems, 4th ed. London: Routledge, 2016. 454 p.

13. Semina I. A. Typology of transport systems of Russia’s depressed regions // Regional Research of Russia. 2015. Vol. 5. Iss. 2. P. 137-146.


Рецензия

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-7613 (Print)
ISSN 2712-7621 (Online)