Preview

Географическая среда и живые системы

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МАХАЧКАЛИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

https://doi.org/10.18384/2712-7621-2021-3-76-95

Аннотация

Цель. Изучить проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской агломерации в средне- и долгосрочной перспективе. Процедуры и методы. Изучены транспортные потоки на территории агломерации на основе статистических данных, сведений органов государственной власти и органов местного самоуправления, отражающих отдельные параметры транспортной системы Махачкалинской агломерации. В работе использовались методы: анализа, сравнительно-географический, статистический и картографический. Результаты. Определены критерии выделения границ Махачкалинской агломерации с учётом транспортно-географического фактора. Выделены современные черты и проблемы функционирования работы транспорта во всех 4 муниципальных образованиях агломерации. Сформулированы общие и частные направления развития транспортной инфраструктуры с учётом местной, региональной и общероссийской специфик территориального планирования транспорта для отдельных муниципалитетов Махачкалинской агломерации. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты работы были использованы при создании Схемы территориального планирования (СТП) Махачкалинской агломерации. В перспективе территория Махачкалинской агломерации составит более 3 тысяч км2 (гораздо больше, чем её территория в 2021 г.). Центр транспортной системы агломерации сместится и будет расположен на границе Махачкалы и Каспийска. Развитие транспортной инфраструктуры будет направлено на улучшение внутренней связности территории и увеличение общей подвижности населения. Экономика региона напрямую будет зависеть от выполнения транспортных проектов федерального значения в области автомобильного и морского транспорта. Воплощение в жизнь предложенных мероприятий возможно только при создании координационных органов управления агломерацией.

Об авторах

А. В. Волгин
Московский государственный областной университет
Россия


И. Н. Волкова
Институт географии Российской академии наук
Россия


М. Ю. Евдокимов
Московский государственный областной университет
Россия


П. М. Крылов
Московский государственный областной университет
Россия


Д. А. Филичкина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО)
Россия


Список литературы

1. Алилов А. Н. Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Дагестана (1901-1965 гг.). Махачкала: Наука плюс, 2008. 216 с.

2. Герцберг Д. Я. Агломерации как объект экономической политики, государственного регулирования и территориального планирования // Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 4. С. 98-106.

3. Загороднов Е. И. Планирование территорий и агломераций // Современное строительство и архитектура. 2016. № 1 (01). С. 13-16.

4. Ижгузина Н. Р. Формирование и развитие крупнейшей городской агломерации в экономическом пространстве региона: дис. … канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2018. 323 с.

5. Крылов П. М. Махачкалинская агломерация на южных рубежах России (геополитические и транспортно-географические аспекты) // Многовекторность в развитии регионов России: ресурсы, стратегии и новые тренды / отв. ред. В. Н. Стрелецкий. Иркутск, 2017. С. 228-235.

6. Крылов П. М. Методологические подходы к территориальному планированию городских агломераций (на примере Омской агломерации) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2017. № 1. С. 69-76.

7. Крылов П. М. Транспортно-географические основы обоснования перспективных внешних границ городской агломерации (на примере Махачкалинской агломерации) // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: мат-лы конференции. Екатеринбург, 2016. С. 138-141.

8. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в ХХI веке // Вестник Фонда регионального развития Иркутской области. 2007. № 1. С. 46-48.

9. Лейзерович Е. Е. Сетка экономических микрорайонов России. Вариант 2008 года // Региональные исследования. 2010. № 4 (30). С. 14-28.

10. Магомедов М. А. Социально-демографические проблемы развития Махачкалинско-Каспийской агломерации // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 4. С. 8-12.

11. Проблемы и перспективы территориального планирования формирующихся агломераций (на примере концепции развития Махачкалинской агломерации) / П. М. Крылов, М. Митигами, И. А. Сёмина, В. П. Сидоров, Д. А. Филичкина // Географическая среда и живые системы. 2021. № 1. С. 70-92.

12. Токунова Г. Ф. Транспортная инфраструктура как фактор пространственного развития агломераций // Транспорт Российской Федерации. 2016. № 6 (67). С. 43-45.

13. Требушкова И. Е., Полякова Н. О. Географический анализ государственной политики на железнодорожном транспорте России // Географическая среда и живые системы. 2021. № 1. C. 110-130.

14. Glaeser E., Kourtit K., Nijkamp P. Urban Empires: Cities as Global Rulers in the New Urban World (The Metropolis and Modern Life). New York: Routledge, 2020. 444 p.

15. Agglomeration Effect as a Tool of Regional Development / P. A. Lavrinenkova, A. A. Romashina, T. N. Mikhailova, P. A. Chistyakov // Studiers on Russian Economic Development. 2019. Vol. 30. № 3. P. 268-274.

16. Massard N., Autant-Bernard C. Geography of Innovation: New Trends and Implication for Public Policy Renewal. New York: Routledge, 2018, 116 p.


Рецензия

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-7613 (Print)
ISSN 2712-7621 (Online)