Preview

Географическая среда и живые системы

Расширенный поиск

Гастрономический туризм в Русской Арктике: туристские ресурсы территории

https://doi.org/10.18384/2712-7621-2023-4-151-172

Аннотация

Цель. Рассмотреть современные тенденции развития гастрономического туризма в арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), изучить туристские ресурсы данного вида туризма.
Процедура и методы. В статье исследованы теоретические основы гастрономического туризма, дано определение данного вида туризма, показаны основные его объекты, виды и подвиды, исторические этапы формирования, представлена характеристика сегментов потребителей, рассмотрено состояние гастрономического туризма в Российской Федерации, основной акцент сделан на регионах арктической зоны страны. В работе использованы методы научного исследования: описательный, сравнительный, историко-географический, статистический, анализ социологических данных, картографический и метод системного подхода.
Результаты. На современном этапе развития туристской индустрии гастрономические туристкие ресурсы регионов мира приобретают всё большее значение. Однако теоретическая и методическая основа гастрономического туризма слабо разработана: отсутствует общепризнанная трактовка данного понятия, нет единой системы статистического учёта туристских потоков гастрономического туризма.1 В Российской Федерации гастрономический туризм – новое направление. На данный вид туризма приходится около 10% от всех приобретаемых экскурсионных программ, ежегодный прирост спроса на такие поездки составляет 17%. Лидеры по развитию гастрономического туризма в России – крупные экономические и культурные центры (Санкт-Петербург, Казань, Кубань, Калининградская область), привлекающие туристов традиционными блюдами русской, татарской и кавказской кухонь, а также кулинарными традициями балтийского региона. Русская Арктика также богата гастрономическими ресурсами, которые с каждым годом привлекают всё большее количество туристов. Лидерами по развитию гастрономического туризма в АЗРФ являются Мурманская область и Республика Саха (Якутия), на территории которых ежегодно проводятся тематические гастрономические фестивали, регионы активно продвигают локальные гастрономические бренды.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно позволяет глубже понять суть и методологические основы современного гастрономического туризма, раскрыть туристский потенциал развития данного вида туризма в АЗРФ. Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках научно-практической деятельности, связанной с разработкой стратегий развития арктического туризма в странах и регионах мира. Статья продолжает исследования доцента Т. М. Вальковой, начатые в предыдущих статьях автора1 , в которых рассматривались теоретические основы арктического туризма и особенности его развития на Шпицбергене.

Об авторах

Т. М. Валькова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Валькова Татьяна Михайловна – кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета

119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1



А. С. Глемейда
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Глемейда Анастасия Сергеевна – студентка 4-го курса кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета

119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Арктические территории / Н.И.Алексеевский, С.А.Добролюбов, В.С.Тикунов, Д.В.Магрицкий // Алексеевский Н.И., Добролюбов С.А., Тикунов В.С. Российская Арктика в XXI веке: природные условия и риски освоения. М.: Феория, 2013. С.11–12.

2. Болина З.Н. Эззууй – след нарты. Дудинка, 2014. 155 с.

3. Валькова Т.М., Шумков Д.С. Арктический туризм: Шпицберген // Географическая среда и живые системы. 2020. № 4. C.87–107.

4. Винокурова М.А. Особенности развития гастрономической культуры в республике Саха (Якутия) // Философия и культура – научно-исследовательский журнал. 2018. № 12. С.18–27.

5. Гордин В.Э., Трабская Ю.Г. Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение. СПб.: Левша – Санкт-Петербург, 2014. 208 с.

6. Горошко Н.В., Пацала С.В Гастрономический бренд как инструмент развития регионального гастрономического туризма // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. № 4. С.377–400.

7. Драчева Е.Л., Христов Т.Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы: информационная система // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 3. C.67–78.

8. Егорова Е.А., Лях О.А. Гастрономический туризм как перспективное направление развития туризма // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: мат-лы науч.-практ. интернетконференции / отв. ред. О.А.Лях. Чита, 2016. С.188–193.

9. Замятина Н.Ю. Арктика – это открытое поле [Электронный ресурс] // Научная Россия. URL: https://scientificrussia.ru/articles/arktika-eto-otkrytoe-pole-intervyu-s-n-yuzamyatinoj (дата обращения: 28.02.2023).

10. Иванов В.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туристической индустрии // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т.3. № 2. С.105–113.

11. Нехаева Н.Е., Терехова Ю.С. Гастрономический туризм, как перспективное направление развития регионов России // Естественные и математические науки в современном мире. 2015. № 34. С.82–87.

12. Пахарь В.В. Состояние и направления развития гастрономического туризма в мире и в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7. С.138–142.

13. Пация Е.Я. Кольское застолье. СПб: Геликон плюс, 2020. 248 с.

14. Чимитдоржиев Ж.Ж., Веретенников А.Н. Дальневосточная кухня: возможность формирования регионального бренда // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2. С.150–161.

15. Kivela J., Crotts J. Gastronomy Tourism // Journal of Culinary Science and Tourism. 2005. № 4. P.39–55.

16. Long L.M. Culinary Tourism. University Press of Kentucky, 1998. 287 р.

17. Mulcahy J.D. Historical evolution of gastronomic tourism // The Routledge Handbook of Gastronomic Tourism / S.K.Dixit, ed. Routledge, 2019. P.24–31.

18. Wolf E. Culinary tourism: A tasty economic proposition. Portland, Oregon: International Culinary Tourism Association, 2002. 27 p.

19. Wolf E. Culinary Tourism: The Hidden Harvest: a Dozen Hot and Fresh Reasons how Culinary Tourism Creates Economic and Community Development. Kendall Hunt Publishing, 2006. 59 p.


Рецензия

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-7613 (Print)
ISSN 2712-7621 (Online)