Туризм в Китае: современное состояние, основные факторы, влияющие на его развитие
https://doi.org/10.18384/2712-7621-2023-4-53-72
Аннотация
Цель. Рассмотреть современное состояние туризма в Китае, выявить факторы, влияющие на его развитие.
Процедура и методы. Исследованы особенности въездных и внутренних туристических потоков, маршрутов и туристической инфраструктуры в регионах страны с целью выявления территориальных различий и проблем, изучено влияние экономических, политических, социокультурных и экологических факторов на развитие туризма в Китае. Кроме того, в статье рассмотрены этапы развития выездного туризма в стране. Для решения поставленных задач использовались сравнительный, аналитико-статистический, системный, картографический методы исследования и ГИС-технологии.
Результаты. Туристская индустрия является одним из ключевых направлений экономического развития КНР, важным фактором укрепления его роли в мировой экономике. Современное состояние туризма в Китае можно охарактеризовать как динамично развивающееся, что обусловлено такими факторами, как экономическое и социальное развитие, рост доходов населения, политическая стабильность. Факторы, влияющие на развитие туризма в Китае: улучшение качества туристской инфраструктуры и повышение качества услуг, включение историко-культурных достопримечательностей в туристскую деятельность, реализация программ по развитию туризма, направленных на популяризация данного вида деятельности, привлечение иностранных туристов, расширение международного сотрудни чества. Одной из основных тенденций развития туризма в Китае является территориальная дифференциация, связанная с разнообразием климатических, историко-культурных особенностей регионов страны. Наиболее популярными туристическими направлениями являются провинции Тайвань Гуандун, Шанхай, Юньнань Гуанси-Чжуанский автономный район, Фуцзянь и Чжэцзян. Несмотря на определённый спад в развитии отрасли, вызванный пандемией COVID-19, страна не утратила лидирующих позиций на мировом туристском рынке.
Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование позволяет глубже понять современное состояние туризма в Китае, факторы, влияющие на его развитие в регионах страны. Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках научно-практической деятельности, связанной с разработкой стратегий развития туризма в странах и регионах мира. Статья продолжает исследования авторов, начатых в предыдущей работе [5], которая рассматривала влияние туристско-рекреационных ресурсов на территориальную организацию туризма в Китае.
Ключевые слова
Об авторах
Т. М. ВальковаРоссия
Валькова Татьяна Михайловна – кандидат географических наук, доцент кафедры екреационной географии и туризма географического факультета
119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1
И. В. Красавцев
Россия
Красавцев Иван Владимирович – аспирант кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета
119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1
Тан Цюань
Китай
Тан Цюань – менеджер по работе с русскими клиентами LEADER CROSS-BORDER SUPPLY CHAIN MANAGEMENT (GUANGZHOU) CO. LTD
Hailong Kaisheng Building 410, Building B, Baiyun District, Guangzhou City, Guangdong Province
Список литературы
1. Александрова М.В., Заклязьминская Е.О. Китайский туризм и его российский вектор: реалии и «узкие места» // Доклады ИДВ РАН 2018–2019 / ред.-сост. Е.А.Лапшина. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2020. С.7–42.
2. Заклязьминская Е.О. Туристическая отрасль в стратегии развития Китая. М.: ИМЭМО РАН, 2021. 234 с.
3. Заклязьминская Е.О., Чэнь Сяо. Туристическая отрасль КНР на современном этапе // Архитектура безопасности и сотрудничества в Восточной Азии: доклады междун. конф. М.: ИДВ РАН, 2017. С.123–131.
4. Ивлиева О.В., Цзья М., Чэнь Л. Динамика въездного международного туризма в основных туристических регионах Китая // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2022. № 2. С.53–61.
5. Туристско-рекреационные ресурсы как фактор, влияющий на территориальную организацию туризма в Китае / В.И.Кружалин, Т.М.Валькова, И.В.Красавцев, Ц.Тан // Географическая среда и живые системы. 2022. № 4. С.100–117.
6. Чэнь Ц. Проблемы и перспективы экономического взаимодействия между провинцией Хэйлунцзян (Китай) и Россией // Journal of New Economy. 2015. № 1. С.84–88.
7. Airey D., Chong K. Tourism in China: policy and development since 1945. Oxford: Routledge, 2011. 326 p.
8. Gao Y., Su W. The disclosure of quality on tourism performance: evidence from top tourist cities in China // Journal of Travel Research. 2021. Vol.60. № 7. P.1492–1509.
9. Ghosh S., Uzuner G. Analyzing the nexus between pandemic, policy uncertainty, and international tourists’ behavior in Taiwan // Journal of China Tourism Research. 2023. С.1–29.
10. Huang S., Li S.N., Wen J. Facing the new normal: Special issue on tourism economics in China // Tourism Economics. 2020. Vol.26. № 2. P.205–210.
11. Jørgensen M.T., Kristensen A.E. History, development and politics of China's outbound tourism // Chinese Outbound Tourist Behaviour. Routledge, 2022. P.21–32.
12. Qiao G., Ryan C. The recovery of domestic tourism in China: Practices from a typical tourism city Hangzhou // The Emerald handbook of destination recovery in tourism and hospitality. Emerald Publishing Limited, 2022. P.105–124.
13. Tian G. A Review of Research on Tourism Integration in Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area // 2019 3rd International Conference on Education, Culture and Social Development (ICECSD 2019). Atlantis Press, 2019. P.253–262.
14. Tisdell A., Wen J.J. Tourism and China’s Development: Policies, Regional Economic Growth and Ecotourism. World Scientific, 2011. 420 p.
15. Tung R.L. Opportunities and challenges ahead of China's “New Normal” // Long Range Planning. 2016. Vol.49. № 5. P.632–640.
16. Wu M.Y., Wall G., Tong Y. Research on China’s inbound tourism: A comparative review // Journal of China Tourism Research. 2019. Vol.15. № 3. P.320–339.
17. Yu P., et al. The Growing Importance of Gastronomy Tourism in China // Gastronomy, Hospitality, and the Future of the Restaurant Industry: Post-COVID-19 Perspectives. IGI Global, 2022. P.19–47.
18. Zhang J., Zhang Y. Tourism, economic growth, energy consumption, and CO2 emissions in China // Tourism Economics. 2021. Vol.27. № 5. P.1060–1080.
19. Zhang T., et al. Exploring the roles of technology, people, and organization in building a tourism destination experience: Insights from the 2nd USA-China tourism research summit and Industry Dialogue // Journal of Destination Marketing & Management. 2019. Vol.12. P.130–135.
20. Zhong L., et al. Perception, reaction, and future development of the influence of COVID-19 on the hospitality and tourism industry in China // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol.19. № 2. P.991.
21. 葛全胜, 钟林生, 陆林. 中国旅游地理学发展历程与趋势 //中国生态旅游. 2021. Vol.11. № 1. P.1–10.
22. 吴媛媛, 宋玉祥.中国旅游经济空间格局演变特征及其影响因素分析 //地理科学. 2018. Vol.38. № 9. P.1491–1498.