Кадровое обеспечение индустрии туризма (на примере Смоленской области)
https://doi.org/10.18384/2712-7621-2022-4-118-128
Аннотация
Цель. Исследовать проблемы дефицита квалифицированных кадров в сфере туризма в Смоленской области.
Процедура и методы. Для проведения исследования были использованы статистические методы: метод анализа баз данных (статические данные Росстата и Ростуризма), сравнения, обобщения, построения динамических рядов. Особое значение в данной работе получил трендовый анализ основных показателей развития индустрии туризма в Смоленской области, а также экстраполяционное прогнозирование потребностей в кадрах в регионе.
Результаты. Представлен статистически обоснованный прогноз кадровой потребности сферы туризма для Смоленской области на период 2021–2026 гг. Выявлена корреляция объёма туристского потока с показателем среднесписочной численности работников в сфере туризма Смоленской области. Результаты исследования позволили оценить современную кадровую ситуацию в туристской индустрии дестинации и доказать, что Смоленский регион в перспективе будет находиться в состоянии хронического дефицита высококвалифицированных кадров для сферы туризма и гостеприимства.
Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование показало, что для формирования конкурентоспособной туристской отрасли Смоленской области необходимо разработать ряд мер по реформированию региональной системы подготовки кадров для туристской индустрии при помощи внедрения комплексного подхода к развитию кадрового потенциала, отвечающего потребностям региональной экономики и стратегическим ориентирам развития национального туризма. В настоящее время уровень предоставления туристских услуг в Смоленской области не соответствует динамично меняющимся потребностям туристского рынка, что приводит к снижению уровня оценки сервиса со стороны потребителя. Причинами этого являются нехватка высококвалифицированных специалистов в регионе, недостаточный уровень туристского образования, а также отсутствие современных навыков и компетенций у работников сферы туризма и гостеприимства.
Об авторе
С. А. ЩербаковаРоссия
Щербакова Светлана Александровна – кандидат географических наук, доцент кафедры географии естественно-географического факультета; доцент кафедры туризма, сервиса и гостиничного бизнеса Института развития города
214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
2299053, г. Севастополь, ул. Университетская, д. 33
Список литературы
1. Балаева О. Н., Гордин В. Э., Предводителева М. Д. Индустрия гостеприимства и туризма: проблемы и задачи магистерской подготовки кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 1. С. 41–45.
2. Баранова А. Ю., Воробей Е. А. Трансформация оказания туристско-рекреационных услуг в условиях цифровизации // Рекреация и туризм. 2020. № 4 (8). С. 51–56.
3. Гуртов В. А., Питухин Е. А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 4. С. 130–152.
4. Джанджугазова Е. А. Туристское образование в контексте новых требований к формированию современного образовательного продукта высшей школы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 3. С. 30–38.
5. Дусенко С. В., Беломестнова М. Е. Инновационные направления в системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства: отечественный опыт и европейская практика. М., 2022. 152 с.
6. Игнатьева И. A. Организация туристской деятельности. М., 2020. 330 с.
7. Мажар Л. Ю., Щербакова С. А. Развитие трансграничного туризма как направление модернизации туристско-рекреационной деятельности в российско-белорусском приграничье // Региональные исследования. 2018. № 3. С. 115–125.
8. Морозов В. И. Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы // Сервис в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 88–99.
9. Калинин А. А., Карпова А. А. Инновационные технологии управления и регулирования сферы туризма и гостеприимства // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. № 2. С. 72–80.
10. Кружалин В. И., Кружалин К. В., Шабалина Н. В. Современное состояние туризма и вопросы кадрового обеспечения туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 4. С. 17–21.
11. Купцова В. Н. Современные проблемы формирования кадрового потенциала в сфере гостеприимства // Наука и туризм: стратегия взаимодействия. 2016. № 5. С. 60–63.
12. Пирогова О. В., Пирогова А. Ю., Сорокин Г. Ю. Занятость населения в сфере туризма // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 12. С. 593–598.
13. Трофимов Е. Н. Ответственный туризм: новый взгляд на подготовку кадров // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 6–10.
14. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма. М., 2019. 256 с.
15. Щербакова С. А. Формирование модели туристского кластера Смоленской области: экономико-географический аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2018. № 1. С. 77–85.